В первой половине месяца я посещал Пятницкое кладбище в Москве, где провёл достаточно большую работу по изучению церковного некрополя этого кладбища, в том числе нашёл могилу протоиерея Симеона Павловича Захарова. По церковному некрополю Пятницкого кладбища я собираюсь писать отдельный труд, закончить который планирую в конце сего – начале следующего года.
А 28 октября сего 2009 года я совершил поездку в Москву, во время которой провёл исследования на Рогожском кладбище – одном из уникальных российских некрополей.
Рогожское кладбище было основано во время эпидемии чумы 1771 года. Оно являлось старообрядческим кладбищем поповского толка. Вместе с Преображенским Рогожское кладбище являлось центром староверия и вплоть до 1934 года на нем хоронили только старообрядцев. Рогожское кладбище, возникший около него храмовый ансамбль и комплекс построек стали центром русского старообрядчества поповского толка в России. На Рогожском кладбище имеются семейные некрополи многих известных купеческих фамилий, в том числе Морозовых. Так же на этом кладбище расположен некрополь старообрядческих иерархов и священнослужителей. В общем, это очень интересный, и, можно сказать, уникальный российский некрополь.
Я выехал из Твери электропоездом отправлением в 7.40. Затем на метрополитене добрался до станции «Марксистская», откуда пересел на троллейбус маршрута 63. Сначало я проехал нужную остановку, а пропустил её из-за устаревших у меня сведений по её названию (сейчас вместо «Улица Войтовича» она называется «Платформа «Родники»»). Мне пришлось возвращаться на несколько остановок назад. Затем, наконец, добравшись до нужной остановки я пошёл искать вход на кладбище. Вообще, это место немного запутанное, но я что-то спросил у местных жителей, что-то понял сам. Надо идти от остановки под железнодорожный мост, перейти дорогу, далее мимо старообрядческой церковной лавки и завернуть налево за минирынок, идти вдоль церковных построек и пройти под ворота с церковью, после чего будет вход собственно на Рогожское кладбище, окружённое в этом месте стеной из красного кирпича.
На Рогожском кладбище меня, в первую очередь, интересовала могила иерея Ореста Владимировича Романовского. Кстати, этот священник, принадлежащий к Русской Православной Церкви Московской Патриархии, одно время служил в Никольском единоверческом храме на Рогожском кладбище. Я пошёл в контору кладбища и получил справку о его месте погребения – десятый участок.
Далее я пошёл вдоль колумбария, в котором приметил несколько интересных захоронений, к десятому участку. Добравшись до места я стал проводить исслеования на этом участке, прочёсывая его по рядам и могилам. Могилу священника Ореста Романовского пришлось искать долго. Десятый участок достаточно большой, он расположен от края до края кладбища. И только ближе к другому концу кладбища, вдоль асфальтированной тропинки по участку (идущей от границ 6-го и 7-го участков), я нашёл могилу священника Ореста Владимировича Романовского, что стало для меня радостным событием.
Далее я, изучив захоронение Романовского и проведя на нём фото- и видеосъёмку, стал изучать другие места Рогожского кладбища. Посетил Военный мемориал. Он напоминает аналогичный на Преображенском кладбище, только гораздо меньше по размеру. Но памятники стоят такие же, как Преображенском.
Потом я стал осматривать отдельные могилы, показавшиеся мне интересными. Я направлялся через различные участки кладбища к центральной аллее, так как там меня интересовали некрополь старообрядческих иерархов и священнослужителей, а также некрополь купеческой династии Морозовых.
Я дошёл до некрополя старообрядческих иерархов и священнослужителей. Оказалось, что он огорожен оградой и закрыт на цепь с замком. Пришлось лесть через эту ограду, чтобы провести исследования. На этом некрополе погребены старообрядческие архиепископы и митрополиты Московские и всея Руси с середины XIX века до 2005 года, когда здесь был погребён митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов). Также здесь погребён первый митрополит (до 1988 главы Русской Православной Старообрядческой Церкви носили титул архиепископа) Московский и всея Руси Алимпий (Гусев), много сделавший для возрождения российского старообрядчества за своё предстоятельство, продолжавшееся с 1986 до его кончины в декабре 2003. Здесь же погребены многие другие иерархи РПСЦ, такие как архиепископ Антоний (Шутов), первый кто имел титул Московский и всея Руси; архиепископ Иоанн (Картушин), предстоятельствовавший в период в яркий период расцвета Церкви после объявления свободы вероисповеданий в Российской Империи, освятивший более 100 храмов; архиепископ Иринарх (Парфенов), первый предстоятель РПСЦ после многолетний жестоких гонений со стороны советской власти, ставший престоятелем в 1941 году; епископ Геронтий (Лакомкин), видный деятель Церкви и проповедник; предстоятели РПСЦ второй половины XX века архиепископы Московские и всея Руси Иосиф (Моржаков), Никодим (Латышев), местоблюститель епископ Донской и Кавказский Анастасий (Кононов). Также в этом некрополе погребено много священнослужителей Старообрядческой Церкви: монашествующие, диаконы, священники, архиереи. Я изучил этот некрополь, сфотографировал все могилы, пофотографировался сам.
Далее я пошёл изучать некрополь купеческой династии Морозовых. Некрополь этот, за большой сенью из ажурно выполненного металла, также располагается на центральной аллее Рогожского кладбища. Увы, погода уже не благоприятствовала к фотосъёмке. Начало темнеть, пошёл снег. Поэтому большинство фотографий Морозовского некрополя получились не совсем хорошо.
Но всё же я изучил некрополь семьи Морозовых. Надо сказать, что Морозовы были тесно связаны с Тверью – им принадлежала «Тверская мануфактура», но её владельцы были погребены на других некрополях. На Рогожском кладбище выделяется надгробие в виде памятника-часовни мануфактур-советника Тимофея Савича Морозова (†1889) и его супруги Марии Фёдоровны (†1911). Другие могилы в этом семейном некрополе принадлежат представителям рода Морозовым, кстати, много могил относится к середине XX века. Также следует заметить, что большой некрополь купеческого рода Морозовых имеется и на Преображенском кладбище в Москве.
Затем, когда уже начало постепенно темнеть, а погода портиться, я пошёл к выходу, изучая различные интересные могилы. После ухода с кладбища я ещё немного побродил по ансамблю Рогожского посёлка, пофотографировал, в старообрядческой лавке приобрёл интересную литературу, с точки зрения этой Церкви рассказывающей о её истории и вообще о вопросе Белокриницкой иерархии. Далее я отправился в обратный путь тем же маршрутом, на вокзал и затем на электропоезде в Тверь. Через три дня я вновь продолжил изучение московских некрополей.
31 октября Ивановское и Калитниковское кладбища
|
В этот день я проводил исследования на Ивановском и Калитниковском кладбищах в Москве.
Ивановское кладбище сейчас является одним из самых маленьких (площадь чуть больше 1 га), но очень интересным московским некрополем. Кладбище было основано в 1800 году. Название свое оно получило от бывшего села Ивановского, принадлежавшего царю Алексею Михайловичу. На территории кладбища сохранился храм Рождества Иоанна Предтечи, построенный в конце XVII века на месте деревянной церкви 1667 года. Он был освящен в 1801 году. Храм выдержан в духе классицизма с элементами барокко. На кладбище имеются белокаменные надгробия XIX века. Ивановское кладбище включено в состав московских кладбищ в 1978 году. Находится оно на самой окраине Москвы, вблизи МКАД.
Я отправился в из Твери в Москву электропоездом отправлением в 7.40. Затем, с вокзала на метрополитене добрался до станции «Новогиреево». Оттуда я пересел на троллейбус маршрута 64 и поехал до конечной остановки «Ивановское». Далее я пошёл на Ивановское кладбище, которое было совсем близко от остановки.
Добравшись до Ивановского кладбища я стал проводить натурное некрополистическое исследование. Почти сразу, близи храма я нашёл могилы пяти священнослужителей. Могилы эти датируются от 1919 до 1991 годов. Увидел и осмотрел и белокаменные надгробия XIX века. Увы, на своих местах их осталось не так много, как об этом было написано в Интернете.
Надгробия, хотя и весьма красивые, в разных местах кладбища (но всё равно вблизи храма), не имели читаемых надписей. Но всё-таки эти надгробия красивые, это подлинная старина, к которой надо бережно относиться. Привлекли внимания и надгробия в виде часовенок, где их детали выполнены весьма основательно и искуссно. Осмотрел и ряд других интересных захоронений.
Кладбище это, как я уже написал, маленькое по размеру, и чтобы полностью его обойти потребовалось не так уж много времени. Я зашёл в Иоанно-Предтеченский храм, где осмотрел ампирные иконостасы XIX века. Исследования на Ивановском кладбище я окончил.
Затем я стал думать как провести остаток этого субботнего дня, на каком московском кладбище ещё провести исследования. Я остановил свой выбор на Калитниковском кладбище, старинном и интересном некрополе. К тому же на нём погребён архиепископ Алексий (Сергеев), чью могилу я разыскиваю. Я отправился на марщрутном такси маршрута 247 до станции метрополитена «Новогиреево», а потом на метрополитене до станции «Пролетраская», ближайшей к Калитниковскому кладбищу.
Выйдя из метрополитена я увидел, что погода в Москве ухудшилась: подул сильный ветер, пошёл снег. Но я всё равно пошёл по направлению к Калитниковскому кладбищу. Я уже был на этом кладбище в мае сего 2009 года, о чём упоминается в моей статье «Поездка в Никольско-Трубецкое»
. Тогда я уже упоминал, что это кладбище не имеет архива, что весьма затрудняет для некрополистов поиски могил известных людей. Так и мне пока не удаётся найти на 20 га кладбища могилу архиепископа Алексия (Сергеева).
Дойдя до кладбища я вошёл на него через боковые ворота и начал натурные некрополистические исследования. В этот день сначала я особенно изучил четвёртый, пятый и седьмой участки. Нашёл могилы двух священнослужителей, ранее мне не известных. Побывал на могиле митрополита-благовестника, Первоиерарха Православной Церкви в СССР (Обновленческой) Александра Введенского. Потом нашёл могилу ещё одного священнослужителя вблизи центральной аллеи кладбища.
Затем некоторое время я проводил исследования на более отдалённых участках, в первую очередь на семнадцатом. Могилу архиепископа Алексия (Сергеева) пока найти не удалось, но впереди меня ждал другой важный некрополистический успех. На двадцать четвёртом участке я увидел большой крест из чёрного мрамора, пошёл к ними и вижу на фотографии на надгробии человека в архиерейском облачении. Я бросился к могиле, думая, что это может быть могила архиепископа Алексия, но это была могила другого архиерея Русской Православной Церкви, погребённого на Калитниковском клабище. Здесь погребён митрополит Кишенёвский и Молдавский Нектарий (Григорьев). Он скончался 9 марта 1969, будучи в Москве и был погребён на Калитниковском кладбище. Это очень важная находка.
Начало темнеть, а у меня к тому же сильно замёрзли руки (в тот день я не взял с собой перчатки), что я ели шевелил пальцами, а также полностью села батарея в фотоаппарате. Я решил на радостной ноте находки могилы митрополита Нектария закончить исследования на Калитниковское кладбище и отправляться в обратный путь.
В 16.30 отбыл обратно в Тверь.
Исследования, проведённые на московских некрополях 28 и 31 октября считаю вполне успешными.
Изяслав Тверецкий, октябрь-ноябрь 2009 года.
Иллюстрации в статье ( сверху вниз):
Фото 1: Некрополист Изяслав Тверецкий на Ивановском кладбище в городе Москва, 31 октября 2009.
Рогожское кладбище:
Фото 2: Вид на Рогожский посёлок и церковный ансамбль с кладбища.
Фото 3: Могила иерея Ореста Владимировича Романовского (6.III.1933-18.VI.1979).
Фото 4: Некрополист Изяслав Тверецкий на могиле иерея Ореста Владимировича Романовского.
Фото 5: Военный мемориал.
Фото 6: Некрополь старообрядческих иерархов и священнослужителей.
Фото 7: Могила митрополита Московского и всея Руси Алимпия (Гусева) (1929-2003).
Фото 8: Могила протоиерея Василия Филипповича Королёва (†31.III.1962).
Фото 9: Некрополист Изяслав Тверецкий на могиле протоиерея Василия Филипповича Королёва.
Фото 10: Некрополь купеческого рода Морозовых.
Фото 11: Фрагмент надгробия мануфактур-советника Тимофея Саввича Морозова (I.1823-10.X.1889).
Фото 12: Ниша заслуженного деятеля культуры РСФСР профессора Владимира Ивановича Шевченко (1906-1971) и литератора Эсфирь Сиуловны Гринберг (1910-1971).
Ивановское кладбище:
Фото 13: Храм Рождества Иоанна Предтечи на Ивановском кладбище.
Фото 14: Могила Василия Андриановича Андрианова (12.IV.1848-4.XI.1885).
Фото 15: Изяслав Тверецкий вблизи могил православных священнослужителей.
Фото 16: Старинное надгробие в форме часовенки.
Фото 17: Белокаменные надгробия XIX века.
Фото 18: Фрагмент белокаменного надгробия.
Калитниковское кладбище:
Фото 19: Храм Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Калитниковском кладбище.
Фото 20: Некрополист Изяслав Тверецкий на могиле митрополита-благовестника, Первоиерарха Православной Церкви в СССР Александра Введенского (30.VIII.1889-26.VII.1946).
Фото 21: Могила протоиерея Евгения Алексеевича Друганова (1888-1962).
Фото 22: Могила Бирюковых: Петра Ивановича (12.VII.1913-8.I.1971), схимонахини Александры (6.V.1916-19.XII.1997), регента Елоховского собора Надежды Петровны (26.III.1950-16.VII.2005).
Фото 23: Могила крестьянина Коломенского уезда Терентия Леонтьевича Стрельцова (†1.VI.1908).
Фото 24: Могила конструктора ЖРД и мастера спорта Александра Александровича Васина (19.VIII.1936-19.VIII.2008).
Автор всех фотографий в статье (кроме особо оговорённых) - © Изяслав Тверецкий.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ |
Все права © Изяслав Тверецкий, 2009 год.
| |
| | | | | | |