------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


НАРОДНЫЕ ХУДОЖНИКИ
ВИТОЛЬД КАЭТАНОВИЧ БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ
И БОРИС ИВАНОВИЧ ВОЛКОВ
И ИХ МОГИЛА
Слева: народный художник БССР и РСФСР Витольд Бялыницкий-Бируля; справа: народный художник СССР Борис Волков


       Я хочу остановиться на личностях двух художников - видного российского и белорусского живописца, народного художника БССР и РСФСР Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бируля и видного театрального художника, народного художника СССР Бориса Ивановича Волкова. В. К. Бялыницкий-Бируля был членом Товарищества передвижных художественных выставок, творил в разных местах страны, стал большим мастером пейзажа. Б. И. Волков – театральный художник, был главным художником Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и Малого театра, оформил около 200 спектаклей. Много времени два родственника проводили на даче «Чайка» в Удомельском районе Тверской области, в тех же местах, где творили Саврасов и Левитан. Погребёны на Новодевичьем кладбище в Москве.

       В статье приводится биографические справки о художниках и материал «Советский живописец-пейзажист» о Витольде Бялыницком-Бируля, опубликованный в газете «Калининская правда» в июне 1952 года.

Витольд Бялыницкий-Бируля

       БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ Витольд Каэтанович [31 января (12 февраля) 1872, деревня Крынки, ныне Могилёвской области, - 18 июня 1957, Москва], советский живописец-пейзажист, народный художник БССР (1944) и РСФСР (1947), действительный член АХ СССР (1947). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889-1897) у В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова, С. А. Коровина. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1904), Союза русских художников, АХРР (с 1922). Продолжал и развивал традиции русского лирического пейзажа конца XIX века. Произведения : «Из окрестностей Пятигорска» (1892), «Весна» (1911), «Нивогэс» (1936-37), «Белоруссия. Вновь зацвела весна» (1947) - все в Третьяковской галерее; серии пейзажей Горок Ленинских, Ясной Поляны, усадьбы П. И. Чайковского в Клину. Награждён 2 орденами, а также медалями.

       Соч. : Из записок художника, М., 1948.
       Лит.: Жидков Г., В. К. Бялыницкий-Бируля, М., 1953; В. К. Бялыницкий-Бируля. Текст Т. Гурьевой, М., 1958.

       Публикуется по:

  • Статья БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ Витольд Каэтанович в Большой Советской Энциклопедии, 3-е издание (с незначительными изменениями).

    СОВЕТСКИЙ ЖИВОПИСЕЦ-ПЕЙЗАЖИСТ


           Если вы поедете по шоссе от районного центра Удомля на север, то перед вами через пять-шесть километров откроются красивые виды на озера Песьво и Удомля. Далее путь лежит к селу Каськово — центральной усадьбе славящегося на весь район своим передовым хозяйством колхоза имени И. В. Сталина. У северного залива озера Удомля вам встретится живописный уголок природы. Большой парк с тенистыми аллеями, спускающимися к воде, фруктовый сад в центре парка, домик над крутым обрывом.
           Это дача «Чайка». Здесь уже долгие годы живёт и работает старейший народный художник Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. Он творит в тех местах, где в своё время жил один из выдающихся русских художников-пейзажистов И. И. Левитан. Замечательные полотна «У омута» и «Над вечным покоем» Левитаном созданы в этих живописнных уголках. В. К. Бялыницкий-Бируля лично знал И. И. Левитана, у него он учился мастерству изображать пейзаж. Внимательное, любовное отношение И. И. Левитана к В. К. Бялыницкому-Бируля, личное их общение сыграло в творчестве последнего, тогда ещё молодого художника, важную роль.
           Творческое дарование художника раскрылось ещё в конце прошлого столетия. Широко известна его картина «В окрестностях Пятигорска», написанная в 1897 году. Уже тогда работы молодого художника отличались правдивостью, простотой.
           С 1899 года В. К. Бялыницкий-Бируля был экспонентом и с 1905 года — членом товарищества передвижных художественных выставок. Последователь И. И. Левитана, он развивает традиции русского лирического пейзажа. Из работ раннего периода, кроме «В окрестностях Пятигорска», наиболее известны «К весне», «Лес обнажился», «Вечные снега», «В конце зимы», «Час тишины» и другие, неоднократно отмечавшиеся на отечественных и международных выставках.
           С 1908 года В. К. Бялыницкий-Бируля — академик живописи. Он получает диплом, имя его становится широко известным среди передовых художников России. К этому периоду относится личное знакомство Бялыницкого-Бируля с И. Е. Репиным.
           Илья Ефимович Репин с большой теплотой отзывался о творчестве художника. 14 ноября 1908 года в письме к В. К. Бялыницкому-Бируля, оценивая его картину «Первые цветы», И. Е. Репин писал:
           «...Я каждый день вспоминаю Вас, с чувством глядя на очаровательный, свежий момент ранней весны. И голубые подснежники, и тихая река, и целая панорама леса, так художественно моделированная за рекою».
           Высокая оценка творений В. К. Бялыницкий-Бируля дана И. Е. Репиным в его письме от 14 января 1910 года:
           «...на выставке, когда я узнал, что нет Ваших картин, очень загрустил о Вас. Я так привык освежаться душою перед Вашими живыми веяниями правды, простоты и свободы».
           На дачу «Чайка» приезжали и подолгу здесь жили известные художники Архипов, Жуковский, Коровин, Моравов, Степанов. Мастера кисти обменивались опытом, искали новые творческие пути. А на досуге их нередко можно было видеть на охоте. Витольд Каэтанович имеет на своём охотничьем счету более сорока убитых медведей.
           Настоящий расцвет искусства художника В. К. Бялыницкого-Бируля начался после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Художник проявил себя сложившимся мастером, носителем славных реалистических традиций. Он выезжает на родину В. И. Ленина в гор. Ульяновск, работает в Горках Ленинских под Москвой. Результатом поездки явился дворцовый цикл пейзажей «Родина В. И. Ленина», «Горки Ленинские». В них он передаёт глубокое чувство всенародной любви к В. И. Ленину.
           В. К. Бялыницкий-Бируля трижды выезжает за полярный круг, где создаёт ряд полотен для выставки «Индустрия социализма». К пушкинским дням 1937 года он пишет этюды и картины в Михайловском и Тригорском.
           Ярко талант художника проявился в дни творческой поездки на родину И. В. Сталина в Гори. Здесь он создаёт цикл произведений, показанных на выставке 1939 года в Государственной Третьяковской галерее «Сталин и люди советской страны в изобразительном искусстве».
           В годы Великой Отечественной войны работы В. К. Бялыницкого-Бируля широко показаны на выставке «Московские художники в годы Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл». В годы войны он трудится плодотворно, пишет картины, насыщенные болью и гневом, о поруганной врагом родной Белоруссии, где художник родился и вырос. В конце войны, после 40-дневной поездки в Архангельскую область, появилась серия работ, показанных на выставке «Шедевры русской архитектуры в произведениях живописи».
           В. К. Бялыницкий-Бируля присущи верность реалистическим традициям русского пейзажа, большая творческая одарённость, умение передать свои мысли в доходчивой поэтической форме. Большая, глубокая любовь к родной природе делают одним из виднейших представителей советской пейзажной живописи.
           - Они научили меня понимать природу, - говорит Витольд Каэтанович о местных крестьянах, с которыми ему не раз приходилось охотиться, вести задушевные беседы, бродить по лесам, полям и лугам.
           Справедливые слова. Тихие утренние зори, широкие нивы с первыми всходами хлебов, раздольные просторы полей, овеянные светом и воздухом, - всё это щедро представлено на полотнах В. К. Бялыницкого-Бируля.
           Заслуженный деятель искусств РСФСР В. Мешков называет В. К. Бялыницкий-Бируля «певцом весны».
           «Это певец тех радостных дней, когда всё пробуждается в природе, когда бегут талые снега, вот-вот зазеленеют вербные кусты, а кое-где на сухих местах уже выглядывают первые робкие ростки свежей травы. Воздух чист, прозрачен, напоен ароматом. Весеннее настроение тонко схватывается художником. Глубоко лиричны, музыкальны весенние пейзажи Бялыницкого-Бируля. Создаваемый живописцем образ природы полон чувства, рождён живыми наблюдениями того простого и порой незаметного, что роднит пейзажиста с Саврасовым и Левитаном.
           Для В. К. Бялыницкого-Бируля характерен чётко выраженный творческий почерк. Он удачно передаёт то или иное состояние природы в конкретном, наблюденном сюжете. Таковы его картины «Апрель», «Весною повеяло», «Осенний румянец», «Лес задремал», «Звезда зари», «Вечер тёмные брови нахмурил» и другие.
           - Для искусства нет рецептов, - говорил Витольд Каэтанович. – Бывает, что картину не только можно, но и необходимо писать годами, чтобы дать в ней всю полноту воплощения художественного замысла. А иногда нужно работать очень быстро – ведь природа видоизменяет свой облик, и очень трудно бывает уловить то самое небо, те самые облака, ту самую воду, которые видел ещё вчера.
           Советский народ высоко ценит творчество В. К. Бялыницкого-Бируля. Оно близко и понятно советским людям. В 1937 году художник удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1943 году за произведения, представленные на выставку «Великая Отечественная война», ему присуждён диплом первой степени. В том же году он был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а несколько позже ему присвоено почётное звание народного художника Белорусской ССР.
           С 1947 года В. К. Бялыницкий-Бируля – действительный член Академии художеств СССР и в том же году ему присвоено почётное звание народного художника РСФСР. В 1949 году художник награждён вторым орденом Трудового Красного Знамени.
           В марте нынешнего года отмечался шестидесятилетний юбилей творческой деятельности художника и 80-летие со дня его рождения. В адрес юбиляра поступило свыше ста приветственных телеграмм. Поздравления прислали республиканские союзы художников Белоруссии, Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Литвы, Киргизии, художники Ленинграда, Харькова, Краснодара, Калинина, Архангельска, Новосибирска, Рязани, Томска, Владимира, Ростова, коллективы многочисленных музеев и картинных галлерей.
           В приветственной телеграмме Академия художеств СССР, поздравляя юбиляра и желая ему доброго здоровья и новых творческих успехов, пишет:
           «В советское время Вы поставили перед собой благородную задачу – запечатлеть те края и области нашей страны Родины, где особенно сильно сказался творческий труд советского человека. Наряду с производственными пейзажами, Вы создали исторические пейзажные серии, посвящённые жизни людей, дорогих советскому народу. Это – Горки, где жил и умер В. И. Ленин. Это – солнечная Грузия, родина великого вождя трудящихся И. В. Сталина.
           Глазами художника Вы связываете пейзажные образы Ясной Поляны, Михайловского, усадьбы П. И. Чайковского в Клину с мыслями и чувствами советского человека о замечательных людях нашей Родины.
           Ваше творчество занимает почётное место в развитии советского изобразительного искусства, что неоднократно отмечалось Правительством нашей страны. С благодарностью отмечая то, что Вы дали родному искусству, желаем Вам и дальше сохранять свежесть чувства и мысли и уверенность мастерства».
           Старейший народный художник В. К. Бялыницкий-Бируля живёт и творит на территории нашей области. И тем обиднее, что отдел искусств облисполкома ничего не сделал, чтобы широко познакомить трудящихся города Калинина и области с творчеством видного художника. Давно можно было организовать передвижную выставку картин, тем более, что сам художник охотно соглашается на это.
           В. К. Бялыницкому-Бируля идёт 81-й год. Но работа продолжается. Созданные с присущим художнику мастерством новые произведения говорят о творческой молодости старого мастера, о его неиссякаемой бодрости и энергии.

    Б. БУЛАТОВ,
    П. ИВАНОВ
    .

           Дача «Чайка».
           Удомельский район.

           Публикуется по:

  • Б. Булатов, П. Иванов. Советский живописец-пейзажист. Газета «Калининская правда», 22 июня 1952 года.
  • открыть статья картинкой в формате jpg.

    Некрологи

           Некролог 1:

           18 июня скончался Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля, народный художник РСФСР и БССР, действительный член Академии художеств СССР.
           В. К. Бялыницкий-Бируля родился в 1872 году в Белоруссии в местечке Бялыничи.
           Тонкий лирик, художник большой души и огромного самобытного дарования, Бялыницкий-Бируля прославил родную природу своими проникновенными, глубоко прочувственными пейзажами.
           Член Товарищества передвижных художественных выставок Бялыницкий-Бируля на всю жизнь сохранил верность реалистическим традициям русского пейзажа.
           Большой вклад внёс Бялыницкий-Бируля в строительство советской культуры. Он был в числе тринадцати художников, организовавших АХРР (Ассоциацию художников революционной России). В 1919-20 гг. организовал в Тверской губернии ряд общеобразовательных школ.
           Цикл глубоко содержательных пейзажей посвятил Бялыницкий-Бируля ленинским местам в Ульяновске и Горках. В его этюдах и картинах воссоздана суровая природа Хибин, где в годы первой пятилетки развернулось большое строительство.
           Глубокие патриотические чувства будили произведения Бялыницкого-Бирули в годы Великой Отечественной войны.
           Жизнь и творчество Бялыницкого-Бирули тесно связаны с нашей Калининской областью. В 1912 году художник построил на живописном берегу Удомельского озера дачу «Чайка», с которой связаны долгие годы его упорного вдохновенного труда.
           Память о Витольде Каэтановиче Бялыницком-Бируле, замечательном художнике-поэте вечно будет жить в сердцах всех искренне любящих искусство.

    Областное управление культуры,
    Областное отделение
    Союза художников СССР,
    Областная картинная галерея
    .

           Некролог 2:

           Областное управление культуры и Калининское отделение Союза Советских художников с глубоким прискорбием извещают о смерти народного художника РСФСР и Белорусской ССР, почётного члена Академии наук Белорусской ССР, действительного члена Академии художеств СССР

    Витольда Каэтановича
    БЯЛЫНИЦКОГО-БИРУЛИ
    ,
          последовавшей 18 июня после продолжительной и тяжёлой болезни, и выражают соболезнование семье покойного.

           Публикуются по:

  • Газета «Калининская правда» от 20 июня 1957 г.

           Некролог 3:

           Президиум Академии художеств СССР с глубоким прискорбием сообщает о кончине после тяжёлой болезни Народного художника РСФСР и БССР, действительного члена Академии художеств СССР

    БЯЛЫНИЦКОГО-БИРУЛЯ
    Витольда Каэтановича
          и выражает соболезнование семье покойного.

           Публикуется по:

  • Газета «Известия» от 20 июня 1957 г.

    Борис Волков


           ВОЛКОВ Борис Иванович [13(26) марта 1900, Москва, - 23 декабря 1970, там же], советский театральный художник, народный художник СССР (1965). Учился в Строгановском училище (1913-18) у Ф. Ф. Федоровского, в мастерских Народного дома (1913-1916) у В. Д. Поленова и во Вхутемасе (1918-1923) у А. В. Лентулова, В. Е. Татлина, Д. П. Штеренберга и других. Член ОСТ. В 1924-1940 главный художник театра имени МГСПС (ныне имени Моссовета), в 1941-1949 - Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, с 1951 - Малого театра. В ранних работах Волкова сказалось влияние конструктивизма («Шторм» Билль-Белоцерковского, 1925, Театр имени МГСПС). В последующие годы Волков обратился к сочетанию объёмных и живописных декораций, отводил важную роль лирическому пейзажу. Среди работ Волкова: «Семья Тараса» Кабалевского (1951; Государственная премия СССР, 1952) - в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко; «Зелёная улица» Сурова (1948; Государственная премия СССР, 1949), «Вторая любовь» Мальцева и Венкстерн (1950; Государственная премия СССР, 1951) - во МХАТе; «Умные вещи» Маршака (1965) - в Малом театре. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

           Лит.: Гремиславский И. Я., С ы р к и н а Ф. Я., Борис Иванович Волков, М., 1958.

           Публикуется по:

  • Статья ВОЛКОВ Борис Иванович в Большой Советской Энциклопедии, 3-е издание (с незначительными изменениями).

           Волков Борис Иванович (родился 26 марта 1900) - русский советский театральный художник. Народный художник РСФСР (1958). Учился в Строгановском училище, затем во Вхутемасе (окончил в 1923). Работал в мастерской Поленовского народного дома. Первая самостоятельная работа в театре — декорации к спектаклю «Граф Монте-Кристо» (1922, театр «Романеск»). В 1924—1940 был главным художником Театра имени МГСПС (с 1930 театр имени МОСПС, с 1938 — Театр имени Моссовета), в 1941—1949— Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. С 1951— главный художник Малого театра. В ранних работах Волкова сказалось влияние конструктивизма («Шторм» Билль Белоцерковского, 1925, Театр имени МГСПС). Лучшие работы этого периода — декорации к спектаклям «Мятеж» По Фурманову, «Рельсы гудят» Киршона (1927, 1928, Театр имени МГСПС). Большое значение для Васильева имела его работа под руководством В. И. Немировича-Данченко в Музыкальном театре имени Немировича-Данченко над постановкой опер «Тихий Дон» Дзержинского (1936) и «В бурю» Хренникова (1939, спектакль обновлён в 1952). В оформлении этих спектаклей проявилось характерное для творчества Волкова стремление к выразительной, тщательно разработанной планировке места действия, сочетанию объёмных декораций с живописными, изобретательному использованию возможностей сценической техники и освещения. Важную роль в декорациях Васильев играет пейзаж; эмоциональный, лирической и поэтической, он всегда органично связан с содержанием спектакля, помогает раскрытию его основной мысли. Одна из сильных сторон искусства Волкова, получившая развитие в его творчестве с конца 40-х гг.,— психологическое решение сценического интерьера.
           Среди работ Волкова: в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — «Лола» Василенко (1943), «Фрол Скобеев» Хренникова (1950), «Кащей бессмертный» и «Шехеразада» Римского-Корсакова (1944), «Семья Тараса» Кабалевского (1951, Сталинская премия 1952), «Война и мир» Прокофьева (1957); в МХАТе— «Двенадцать месяцев» Маршака (1948), «Домби и сын» по Диккенсу (1949), «Зелёная улица» Сурова (1948, Сталинская премия 1949), «Вторая любовь» Мальцева (1950, Сталинская премия 1951); в Малом театре — «Северные зори» Никитина (1952), «Порт-Артур» Степанова и Попова (1953), «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (1956), «Почему улыбались звёзды» Корнейчука (1958), «Остров Афродиты» А. Парниса (1960) и другие.

           Публикуется по:

  • Статья ВОЛКОВ Борис Иванович в Театральной энциклопедии. Т. 1. М., 1962, стр. 998 (с незначительными изменениями) [электронная версия].

           Борис Волков стал родственником Витольда Бялыницкого-Бируля. Волков многократно бывал на даче «Чайка», где познакомился и затем женился на Юлии Михайловне, дочери Елены Алексеевны, жены Витольда Бялыницкого-Бируля, от предыдущего брака.
          

  • Читайте также статью Д. Л. Подушкова «Волков Борис Иванович (1900-1970)» в краеведческом альмонахе «Удомельская старина».

    МОГИЛА:


           Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля скончался 18 июня 1957 года. По одним данным – на даче «Чайка» в Удомельском районе Тверской (тогда Калининской) области, по другим данным – в Москве.
           Борис Иванович Волков скончался 23 декабря 1970 года в Москве.
           Погребены на Новодевичьем кладбище в городе Москва. Могила на пятом участке, ряд 7, первая могила со стороны кирпичной стены.
           Памятник В. К. Бялыницкому-Бируля создал скульптор Ю. Орехов.

    Изяслав Тверецкий,
    январь 2011
    .

    Могила народного художника БССР и РСФСР Витольда Бялыницкого-Бируля; фото Изяслава Тверецкого, октябрь 2010 г.

    Могила народного художника БССР и РСФСР Витольда Бялыницкого-Бируля; фото Изяслава Тверецкого, декабрь 2010 г.
    Могила народного художника БССР и РСФСР Витольда Бялыницкого-Бируля; фото Изяслава Тверецкого, декабрь 2010 г.
    Могила народного художника БССР и РСФСР Витольда Бялыницкого-Бируля; фото Изяслава Тверецкого, декабрь 2010 г.
    Барельеф на памятнике на могиле народного художника БССР и РСФСР Витольда Бялыницкого-Бируля; фото Изяслава Тверецкого, октябрь 2010 г.
    Фрагмент надгробия на могиле народного художника БССР и РСФСР Витольда Бялыницкого-Бируля; фото Изяслава Тверецкого, октябрь 2010 г.
    Могила народного художника СССР Бориса Волкова; фото Изяслава Тверецкого, октябрь 2010 г.

    Некрополист Изяслав Тверецкий на могиле народных художников Витольда Бялыницкого-Бируля и Бориса Волкова; фото декабрь 2010 г.


    Картины В. К. Бялыницкого-Бируля
    Картина «Осенний ветер», 1902 г., Орловский областной музей
    Картина «Лодки», 1913 г.
    Картина «Москворецкая набережная», 1913 г.
    Картина «Горки Ленинские», 1924 г., Ульяновский областной музей
    Картина «Лёд прошёл», 1930 г., Государственная Третьяковская галерея
    Картина «Задумчивые дни осени», 1932 г.
    Картина «Вечер юнога мая», 1940 г.
    Картина «Пруд в Горках», 1945 г., Государственный музей Ленина
    Картина «Белоруссия. Вновь расцвела весна», 1947 г., Государственная Третьяковская галерея
    Картина «Раняя весна», 1953 г.
    Картина «Дача в саду»


    Некрологи о В. К. Бялыницком-Бируля
    Некролог о В. Бялыницком-Бируля в газете «Калининская правда» от 20 июня 1957 г.
    Некролог о В. Бялыницком-Бируля в газете «Калининская правда» от 20 июня 1957 г.
    Некролог о В. Бялыницком-Бируля в газете «Известия» от 20 июня 1957 г.


           Иллюстрации в статье (сверху вниз):
  • Фото 1: Слева: народный художник БССР и РСФСР Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (31.I.1872-18.VI.1957). Справа: народный художник СССР Борис Иванович Волков (13.III.1900-23.XII.1970).
          
  • Фото 2: Могила народного художника БССР и РСФСР Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бируля. Октябрь 2010.
  • Фото 3-5: Могила народного художника БССР и РСФСР Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бируля. Декабрь 2010.
  • Фото 6: Барельеф на памятнике на могиле Витольда Бялыницкого-Бируля.
  • Фото 7: Фрагмент надгробия на могиле Витольда Бялыницкого-Бируля.
  • Фото 8: Могила народного художника СССР Бориса Ивановича Волкова. Октябрь 2010.
  • Фото 9: Некрополист Изяслав Тверецкий на могиле народных художников Витольда Бялыницкого-Бируля и Бориса Волкова. Декабрь 2010.
          
  • Фото 10: Картина «Осенний ветер», 1902 г., Орловский областной музей.
  • Фото 11: Картина «Весна», 1911 г., Государственная Третьяковская галерея.
  • Фото 12: Картина «Лодки», 1913 г.
  • Фото 13: Картина «Москворецкая набережная», 1913 г.
  • Фото 14: Картина «Горки Ленинские», 1924 г., Ульяновский областной музей.
  • Фото 15: Картина «Лёд прошёл», 1930 г., Государственная Третьяковская галерея.
  • Фото 16: Картина «Задумчивые дни осени», 1932-1942 гг., Государственная Третьяковская галерея.
  • Фото 17: Картина «Вечер юного мая», 1940 г.
  • Фото 18: Картина «Пруд в Горках», 1945 г., Государственный музей Ленина.
  • Фото 19: Картина «Белоруссия. Вновь расцвела весна», 1947 г., Государственная Третьяковская галерея.
  • Фото 20: Картина «Раняя весна», 1953 г.
  • Фото 21: Картина «Дача в саду».
          
  • Фото 22-23: Некрологи о В. К. Бялыницком-Бируля в газете «Калининская правда» от 20 июня 1957 г.
  • Фото 24: Некролог о В. К. Бялыницком-Бируля в газете «Известия» от 20 июня 1957 г.

           Автор фотографий 2-9 в статье - Изяслав Тверецкий.

  • ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------





           Все права © Изяслав Тверецкий
    , 2011 год.