------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


ПОЕЗДКА В СВЯТОГОРСК
Некрополист Изяслав Тверецкий на мосту через реку Северный Донец напротив Свято-Успенской Святогорской Лавры; фото Серея Кузнецова, март 2012 г.


       В марте и апреле 2012 года я находился в Украине. За это время я провёл исследования на некрополях Запорожья и Днепропетровска (о чём подробнее напишу несколько позже). В этой статье я хочу описать свою паломническую поездку в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру, во время которой я также провёл натурные некрополистические исследования на Старом городском кладбище в городе Святогорск Донецкой области.

       Эта поездка состоялась с 14 по 16 марта. Но сначала я хотел бы немного рассказать о Святогорской обители – одном из пяти монастырей Русской Православной Церкви имеющей высший статус Лавры.

* * *


       Свято-Успенский Святогорский монастырь является одним из древнейших в Украине. Архимандрит Иоиль грамотой 1679 года, а также монастырский синодик 1710 года свидетельствуют, что «за частыми набегами и разорениями, кем и когда обитель основана, письменных свидетельств о том времени не обретается…». Ни летописи, ни монастырские предания не могут назвать ни даты, ни имён основателей обители, что само по себе говорит о глубокой древности сего события, когда само время стёрло даты и имена. Святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский, историк и исследователь древностей пишет: «Спрашивается: с чего горы, лежащие на Донце, на стороне Татарской, называли в 1547 году и следующих годах Святыми горами? Понятно было название их Донецкими горами… Почему же Донецкие горы названы Святыми? Как ни рассуждайте, - это название объясняется лишь тем, что с 1540 года уже слишком известна была святыня Донецкой скалы – образ Святителя Николая, обретённый иноками, и святость подвизавшихся здесь иноков. С какого времени стали жить здесь иноки, - на это нет пока письменных свидетельств. Несомненно только то, что столь общая известность, в какой представляется святыня Донецкой скалы с 1547 года, ясно говорит, что ей давно предшествовали тайные подвиги пустынников, спасавшихся в пещерах скалы. Потому, со всею вероятностью можем положить, что в XIV веке уже существовала Святогорская обитель».
       Летописцы XVI-XVII веков пестрят сообщениями о нашествии то крымцев, то нагайцев, то просто разбойничьих шаек на обитель, при которых она не только терпела разорения, - и братия была убиваема и несколько раз уводима в плен. Ко всему этому случались моры, после одного из которых в обители осталось лишь два древних старца, как свидетельствует монастырский летописец. Обитель жила жизнью исповеднической, мученической и многотрудной. Сохранилось редкое для времён средневековья свидетельство одной из Святогорских грамот: «…а крестьян и бобылей за тем монастырём нет и не бывало, а владели того монастыря прежние игумены и строители угодьями – рекою Северским Донцом, рыбной ловлею, затоны и озёра с лесом, и сеножати, и сов всякими угодьями по обе стороны реки Северского Донца». В это время обитель является ещё и сторожевым постом для государства, предупреждая о грядущих вражеских нашествиях.
       Российские государи придавали особое значения Святогорскому монастырю и , нескотря на дальнее расстояние от Центра, проявляли отеческую заботу о ней. Жалованные царские грамоты, дошедшие до наших дней, относятся к 1620, 1628, 1630 годам. В середине XVII века обители пришлось окормлять, утешать, поддерживать тысячи украинских переселенцев из-за Днепра, уходивших из своих городов, сёл и хуторов от притеснений со стороны католиков и униатов. Благодаря новым переселенцам малонаселённая местность с редкими поселениями превратилась в Слобожанщину с небольшими сёлами и хуторами, распространившись до самого Дона.
       Следующая за этими событиями первая половина XVIII века для Святогорской обители характерна расцветом подвижничества. Во главе монастыря становятся высокодуховные настоятели – архимандриты Фаддей (Кокуйлович) и Рафаил (Мокренский). Наличие в те времена в обители трёх видов монашеского жительства – общежительного, скитского и отшельнического – говорит о глубоком понимании монашеской жизни и высокодуховном рассуждении настоятелей.
       В 1787 году указом императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён во время общегосударственной кампании секуляризации.
       Неоднократно волостные сходы предпринимали попытки ходатайствовать перед губернскими властями и Синодом о возобновлении обители, приводя как довод любовь и усердие людское к святыне. И время возрождения обители настало. Промысел Божий определил чету Потёмкиных - Александра Михайловича и Татьяну Борисовну, урождённую княжну Голицыну. В 1844 году для возобновления древней обители Татьяной Борисовной, после получения Высочайшего указа и решения Святейшего Синода, были призваны братья Глинской пустыни – ближайшие духовные чада старца Филарета (Данилевского). 12 монахов и иноков, прибыв в Святогорский монастырь, ввели строгий Глинский устав по чиноположению Святой Афонской горы. В кратчайший срок обитель благоустроилась внешним благолепием, которому соответствовало и высокое подвижническое настроение братии, ярким проявлением которого является житие преподобного Иоанна Затворника, проведшего 17 лет затвора в одной из пещерных келий меловой скалы и возродившего древнее подвижничество затворников Киево-Печерских. Кроме духовного делания, обитель вела и обширное образцовое хозяйство. Во время Первой мировой войны в стенах обители открылся госпиталь для раненых воинов, здесь нашли приют 750 беженцев с Волыни.
       Революционные события 1917 года и приход новой советской власти, проводившей безбожную политику, трагично отозвались на судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 года. Весной 1919 года в монастыре была размещена колония детей из Петрограда, воспитание которых проводилось в коммунистическом духе. Постепенное вытеснение монашеской общины завершилось в 1922 году полной ликвидацией монастыря, вместо которого был образован «дом отдыха для трудящихся Донбасса».
       В 1992 году Святогорский монастырь был вновь открыт, как и предсказывали прозорливые святогорские старцы вскоре после закрытия обители. Первая литургия после длительного перерыва в Успенском соборе обители была отслужена 20 августа 1992 года. 24 августа 1995 года состоялось прославление в лике святых преподобного Иоанна Затворника. За эти и последующие годы обитель была возрождена и благоустроена.
       С глубокой древности Лаврами называли монастыри имеющие наиболее важное общественное и государственное значение. В Русской Православной Церкви этим титулом были удостоены четыре монастыря: Киево-Печерский в 1688 году, Троице-Сергиев в 1744 году, Александро-Невский в 1797 году и Почаевский в 1833 году. Таким образом, прошло более 170 лет с тех пор, как на Руси присваивался монастырю статус Лавры. 9 марта 2004 года в Киеве Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира принял решение: «Принимая во внимание большое влияние Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря на возрождение духовности Донецкого края и востока Украины в историческом прошлом и в настоящее время, содействие объединению верующих вокруг Канонического Православия, присвоить статус «Лавры» Святогорскому мужскому монастырю и утвердить титул – «Свято-Успенская Святогорская Лавра». 17 апреля 2004 года это решение утвердил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Торжества по этому случаю состоялись в городе Святогорске в сентябре 2004 году, их возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

* * *


       Я выехал из Запорожья, где проживал в этот период, в 8 часов утра 14 марта. Ехал прямым автобусным рейсом «Запорожье-Святогорск». Однако, в Славянске всё-таки пришлось делать пересадку на другой автобус. Путь занял почти 10 часов, в течение которых я побывал проездом в Донецке, Краматорске, Славянске. Наконец, около шести часов вечера я прибыл в Святогорск.

       Святогорск получил статус города в 1961 году, ранее это место было известно как посёлок Банновский, а ещё раньше как село Банное. С 1961 по 1992 годы город носил название Славяногорск. Город и тогда, и сейчас, подчиняется Славянскому городскому совету. Славяногорск - небольшой город, в нём даже нет общественного транспорта, его можно легко пройти от края до края меньше чем за час.

       Выяснив у местных жителей дорогу я направился к Святогорской лавре. Уже стемнело. В отличие от Запорожья и Донецка, где к тому времени снег уже сошёл, в Святогорске местами снег лежал. Вот мост через реку Северный Донец, с которого открывается живописный вид на обитель, которая находится на нескольких ярусах меловой горы, возвышающейся над рекой. Пройдя него я оказался в Лавре. Вскоре началась всенощная служба, которую я отстоял с глубокой душевной радостью. В Успенском храме горели только лампады и свечи, прекрасно пел и читал молитвы и богослужебные тексты монашеский хор Лавры. После окончания службы, я поужинал в монастырской трапезной и отправился отдыхать в монастырскую гостиницу. Здесь я познакомился с другими паломниками из разных уголков Украины, также по зову души приехавшими на Святые горы.

* * *


       Утром 15 марта я проснулся, как и полагается по монастырскому уставу, чуть позже пяти часов утра. В шесть часов началась служба в Успенском храме. Прекрасные песнопения хора, светлые молитвы и потрясающая проповедь закончились к 10 часам утра. После чего я отправился осматривать Святогорскую Лавру.

       Сразу за Успенским собором находится монастырский птичник, можно сказать, минизоопарк. Здесь в просторных клетках обитают павлин, попугаи, разные птицы, которых можно охарактеризовать как экзотические. Затем я поднялся на один ярус горы, откуда открывается красивый вид на Успенский собор, площадь перед собором, монастырские строения и окрестные горы. Далее я спустился и прошёл, через ворота под Покровским храмом и колокольней, к монастырской набережной на берегу реки Северный Донец. После чего я посетил музеи, находящиеся в Святогорской Лавре – лаврский и государственный.

       Лаврский музей находится на первом этаже одного из строений на монастырской набережной. В нём несколько залов. В экспозиции представлены как церковные предметы, так и народного быта этих мест. В витринах диаконские, священнические и архиерейские облачения, кресты, панагии, посохи, митры и другие предметы, необходимые для совершения православных богослужений. Большой зал посвящён истории Святогорской обители, людям, сыгравшим весомую роль в её истории. Здесь же рассказывается и о судьбах тех, кто пережил закрытие монастыря в 20-е годы XX века. В нескольких витринах находятся книги религиозного характера, изданные несколько столетий назад. Представлен в экспозиции и большой макет лавры. Отдельная часть экспозиции повествует о событиях недавнего прошлого – возрождения монастыря, и присвоения ему статуса Лавры в 2004 году.

       После осмотра лаврского музея я направился в Святогорский государственный историко-культурный музей-заповедник. Музей с таким названием находится в одном из зданий во дворе монастыря. Сейчас там частично проходит ремонт, но музей всё равно принимает посетителей. Государственный музей во многом схож с лаврским, однако светский мотив представления истории в нём заметно преобладает. В музее два больших макета Лавры, один из которых моделирует монастырь в Средние века, а другой даёт представление о монастыре в период расцвета в XIX веке. Отмечу вежливость и любезность персонала музея, с радостью показывавших экспозицию своего заведения и даже фотографирующих экскурсантов на фоне экспонатов. Меня же, как некрополиста, больше всего заинтересовала в музее экспозиция, посвящённая утраченному некрополю Святогорского монастыря (о нём чуть ниже я остановлюсь подробнее). Также в музее рассказывается о знаменитых людях, побывавших на Святых горах, таких как писатели Антон Павлович Чехов и Иван Алексеевич Бунин, которые в своём литературном творчестве упоминали Святогорск. Отдельный зал музея рассказывает о владельцах Святогорского имения вблизи обители – Потёмкиных, в том числе о визите в эти места императорской фамилии во главе с Александром II в 1861 году. В музее я приобрёл весьма интересную книгу Владимира Николаевича Дедова «Святые горы. От забвения к возрождению», 3-е издание, вышедшее в свет в 2009 году в Донецке.

       Надо сказать и об утраченном монастырском некрополе, который был частично восстановлен в последнее время. Первые захоронения насельников обители проходили прямо в меловых пещерах, в которых первоначально размещалась обитель. Однако, я хочу остановиться на в первую очередь светских погребениях в Святогорском монастыре, которые появились в нём после его возобновления в середине XIX века. Захоронения стали вестись у пещерного храма преподобных Антония и Феодосия. Первым в 1846 году здесь был захоронен старец Мафусаил. В 1847 году рядом с ним, у входа в храм, был погребён генерал-майор Г. Д. Иловайский, в 1848 году – поручик Левин, а в 1850 году – духовник Святогорского монастыря иеромонах Феодосий. В этот же период справа от входа в храм Антония и Феодосия появляется усыпальница княжеского рода Голицыных. Инициатором устройства здесь усыпальницы была владелица Святогорского имения графиня Татьяна Борисовна Потёмкина, урождённая княжна Голицына. Первым в усыпальнице был погребён сенатор, тайный советник и мальтийский кавалер князь Борис Алексеевич Куракин, который состоял в браке с сестрой Т. Б. Потёмкиной княжной Елизаветой Борисовной Голицыной, и скончался 2 октября 1850 года в Харькове. Князь Андрей Борисович Голицын, флигель-адъютант императора Александра I, скончался в 1861 году в Москве и был перевезён для захоронения в усыпальницу в Святогорский монастырь. Его родной брат, князь Николай Борисович Голицын, был погребён в усыпальнице в 1866 году. При жизни Николай Борисович неоднократно бывал в Святогорском монастыре, и даже оставил воспоминания о торжествах при открытии обители в 1844 году в своём труде «Поездка в Полуденную Россию». Князь Н. Б. Голицын внёс значительный вклад в музыкальную культуру России XIX века, будучи великолепным виолончелистом, музыкальным просветителем, композитором и аранжировщиком. Одновременно, он был неплохим писателем и переводчиком, чей талант высоко ценил сам А. С. Пушкин. Николай Борисович Голицын участвовал в Отечественной войне 1812 года, закончив боевой путь в Париже, а в годы Крымской войн возглавлял народное ополчение Ново-Оскольского уезда в Севастополе. В 1872 году в родовой усыпальнице была погребена супруга князя Н. Б. Голицына – княгиня Вера Фёдоровна. А вот Татьяна Борисовна Потёмкина не упокоилась в Святогорской обители: она скончалась в 1869 году в Санкт-Петербурге и была погребена в Сергиевой пустыни близ северной столицы.
       Рядом с усыпальницей князей Голицыных хоронили представителей дворянского рода Иловайских. В 1847 году рядом с подземным храмом Антония и Феодосия был захоронен генерал-майор Григорий Дмитриевич Иловайский, что положило начало родовым усыпальницам в Святогорском монастыре. Из исторических документов следует, что рядом с Г. Д. Иловайским покоятся останки его супруги Марфы Аркадьевны Иловайской, их сына И. Г. Иловайского, сестра генерала Елизаветы Деволан, двух его дочерей – Ольги и Нилы. Иван Григорьевич Иловайский вошёл в историю как крупный предприниматель из дворян: землевладелец, основатель ряда шахт и заводов, строитель железнодорожных веток. Из других захоронений, бывших в монастырском некрополе, следует упомянуть могилу графа и наказного атамана Войска Донского Матвея Ивановича Платова, вероятно, внука героя Отечественной войны 1812 года М. И. Платова.
       Часть останков представителей рода Голицыных были обнаружены во время археологических исследований в начале 90-х годов XX века. Была проведена реставрация, и в декабре 1994 года прах А.Б., Н.Б. и В. Ф. Голицыных был перенесён в восстановленный склеп. Частично была восстановлена и усыпальница Иловайских. Надо отметить, что часть надгробных плит и памятников сохранилась в музее, некоторые из них находятся в экспозиции Святогорского историко-культурного музея, где я их смог осмотреть.

* * *


       Следующим моим делом в этот день стало исследование Старого городского кладбища в Святогорске.

       Дело в первую очередь в том, что в лаврском музее я узнал судьбу удивительного старца – иеромонаха Дорофея. Он чудом спасся в 20-е годы при разорении обители, некоторое время был заключённым ИТЛ. Затем в последние десятилетия жизни он жил в селе Банное (посёлке Банновском), не имея своего прихода служил на разных приходах Донецкой епархии. Непрестанно молился, проповедовал, и велика была сила его молитв, по воспоминаниям близко знавших его людей. Отец Дорофей был убит бандитами на праздник святителя Николая Чудотворца 19 декабря 1972 года. Его ударили тяжёлым предметом по голове, а дом зажгли. Он был погребён на кладбище в Святогорске, и вот его могилу мне захотелось найти.

       Это натурное некрополистическое исследование я провёл совместно с другим паломником – Сергеем Кузнецовым из города Днепропетровск – с которым я познакомился и подружился в Святогорской лавре. Около трёх часов дня мы взяли такси и отправились на кладбище. В городе Святогорск, как я узнал из рассказа водителя такси, есть два кладбища, одно из которых – Новое, открыто в 90-е годы прошлого века. Нас же интересовало Старое кладбище, где и происходили захоронения в 70-е годы, когда там обрёл своё последнее пристанище иеромонах Дорофей.

       Вскоре мы добрались до кладбище. Городской некрополь относительно небольшого размера, он огорожён металлической оградой с многочисленными калитками с разных сторон. На кладбище есть как ухоженные могилы с хорошими памятниками, так и совсем заброшенные могилы, на которых стоят подгнившие деревянные кресты, а в некоторых случаях остались лишь земляные холмики.

       На кладбище мы встретили местного жителя. Он и указал, где находятся могилы монахов. И вот эти могилы найдены. Рядом с искомой могилой иеромонаха Дорофея погребён иеромонах Дамиан, биографические сведения о котором мне неизвестны. На обоих могилах стоят простые металлические кресты, окрашенные в золотистый цвет. На крестах скромные металлические таблички, на которых указаны лишь сан и имя монашествующих. Надо признать, что могилы этих служителей Божьих, сохранявших православную веру в тяжёлые годы господства безбожной идеологии, нуждаются в некотором благоустройстве.

       В центре кладбища находится братская могила павших в период Великой Отечественной войны. Мемориал состоит из двух, стоящих рядом друг с другом, частей. Здесь находится памятник – статуя Родины-Матери, возлагающей венок на могилу и надписью «Вечная память павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины». Вторая часть мемориала представляет кирпичную стену, отштукатуренную, с металлическим каркасом, на которой находятся две плиты с именами погибшим и барельефы – Солдата-Освободителя и советских боевых орденов Красной Звезды и Отечественной войны. Обе части мемориала явно нуждаются в реставрации, так как надписи уже частично стёрлись, в мемориале видны следы начинающегося разрушения.

       Далее я продолжил исследования кладбища при деятельной помощи моего товарища Сергея. Я осмотрел ряд интересных могил на этом небольшом провинциальном некрополе. Привлекли внимание несколько могил с изображением похороненных в военной форме царской России. А на одной из могил, под фотографией (на которой изображён пожилой человек, с рядом медалей на груди) табличка с надписью: «Участнику Империалистической, Гражданской и Отечественной войн гв. капитану Гурову М. А. от сына». Памятники на нескольких могилах имеют художественно выполненные барельефы. Осмотрел некоторые надгробия необычной формы, поставленные на могилах умерших в 40-60-е годы прошлого века. В те времена подобное художественное творчество было не редкость, ведь памятники «под ключ» тогда почти не производили. Гуляя по кладбищу, исследуя его, можно явно выделить старое ядро кладбища, и участки с более свежими захоронениями последних 20-30 лет, почувствовать некоторую разницу в похоронной культуре различных эпох.

       В общем надо отметить, что на Старом городском кладбище известных людей не погребено. Но в целом, это достаточно интересный и красивый некрополь украинской провинции.

       Около 17 часов мы завершили исследования на кладбище. Обратно, к Лавре, шли улицами и переулками Святогорска. В центральной части города находится военный мемориал времён Великой Отечественной войны. Здесь на постаменте стоит танк, а сзади его находятся памятная стела и мемориальная плита. По всей видимости, в этом месте проходят официальные торжества по поводу Дня Победы и памятных дат военной истории. В это время в городе начался обильный снегопад, и похолодание.

* * *

       К шести часам вечера, вернувшись в Святогорскую Лавру, я вновь пошёл на вечернее богослужение. Как и в предыдущий день, служба шла чинно, с красивыми молитвенными песнопениями, в Успенском храме, который был освящён только лампадами и свечами. Всё это создавало непередаваемые ощущения близости к Небу.

       Утром 16 марта я отправился в обратный путь. Проснулся я около шести часов утра, уже начинался рассвет. По сравнению с 14 и первой половиной дня 15 мата заметно похолодало, почти везде лежал снег, а река Северный Донец покрылась тонким слоем льда. Переходы мост через реку я мысленно простился с обителью на Святой горе. Обратный путь я решил совершить частично по железной дороге, частично автотранспортом. С другом Сергеем Кузнецовым мы отправились на станцию Святогорск, которая находится в пяти километрах от города. Далее на волнах электропоездов в областной центр – город Донецк. Во время этой поездки делали пересадки в городах Донецкой области – Красный Лиман, Микитовка, Ясиноватая. К 14 часам прибыли в Донецк, где я попрощался с Сергеем, который должен был ехать к родственникам в этом городе. Я проехал на троллейбусе по городу, в том числе мимо стадиона «Донбасс-Арена», который будет принимать матчи чемпионата Европы по футболу в текущем 2012 году, и ряда других достопримечательностей столицы Донбасса. На Южной автостанции я сел в автобус «Донецк-Херсон», на котором к 23 часам и благополучно добрался до места своего пребывания – города Запорожье. Поездкой я остался очень доволен, и желаю читателям рано или поздно самим побывать в святыне Донецкого края и востока Украины – Свято-Успенской Святогорской Лавре и её красивейших окрестностях!

Изяслав Тверецкий,
апрель 2012
.


Ссылки на тему


Иеромонах Дорофей - страница памяти на сайте «Церковный некрополь»
Святогорская лавра - статья в Открытой Православной энциклопедии «Древо»


Фотографии к статье:


Свято-Успенская Святогорская Лавра
Вид на Святогорскую Лавру с моста через реку Северный Донец; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид на Святогорскую Лавру с моста через реку Северный Донец; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Некрополист Изяслав Тверецкий на мосту через реку Северный Донец; фото март 2012 г.
Успенский собор Святогорской Лавры; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Успенский собор Святогорской Лавры; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Успенский собор Святогорской Лавры; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Некроополист Изяслав Тверецкий у Успенского собора; фото март 2012 г.
Покровский храм Святогорской Лавры; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Покровский храм Святогорской Лавры; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Покровский храм Святогорской Лавры; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Покровский храм Святогорской Лавры; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид на вход в пещеры; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид с монастырской набережной; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Памятник «Блаженны миротворцы»; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Беседка на монастырской набережной; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид на гору и памятник Артёму; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Птичник в Святогорской Лавре; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Птичник в Святогорской Лавре; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид Святогорской Лавры; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид Святогорской Лавры; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид Святогорской Лавры; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид Святогорской Лавры; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид Святогорской Лавры; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид Святогорской Лавры; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид Святогорской Лавры; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид Святогорской Лавры; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.


Лаврский музей
Фрагменты надгробной плиты наместника обители архимандрита Вассиана (Дегтярева); фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Табличка с могилы иеромонаха Иеронима; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Фрагменты надгробных памятников с монастырского кладбища; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Макает Святогорского монастыря в XIX веке; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Старинная книга «Откровения Иоанна Богослова»; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Предметы быта, бывшие в окрестностях Святогорского монастыря; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Предметы быта, бывшие в окрестностях Святогорского монастыря; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Пули, найденные братией при реставрации монастыря; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.


Государственный историко-культурный музей
Надгробная плита князя Николая Голицына; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Надгробный памятник Степана Курдюмова; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Фрагменты надгробной плиты князя Бориса Куракина; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Экспозиция музея, посвящённая утраченному некрополю Святогорского монастыря; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Экспозиция музея, посвящённая утраченному некрополю Святогорского монастыря; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Экспозиция музея, посвящённая утраченному некрополю Святогорского монастыря; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Макет Святогорского монастыря в средние века; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Изяслав Тверецкий у макета Святогорского монастыря в средние века; фото март 2012 г.
Первобытные люди, обитавшие в окрестностях реки Северный Донец; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Старинные письменные принадлежности; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Реконструкция комнаты в Святогорском имении Потёмкиных; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.


Старое кладбище в городе Святогорск
Могила иеромонаха Дорофея; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Могила иеромонаха Дамиана; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Некрополист Изяслав Тверецкий на могиле иеромонаха Дорофея и иеромонаха Дамиана; фото Сергея Кузнецова, март 2012 г.
Военный мемориал на Старом городском кладбище в Святогорске; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Военный мемориал на Старом городском кладбище в Святогорске; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Военный мемориал на Старом городском кладбище в Святогорске; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Военный мемориал на Старом городском кладбище в Святогорске; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Военный мемориал на Старом городском кладбище в Святогорске; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Военный мемориал на Старом городском кладбище в Святогорске; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Некрополист Изяслав Тверецкий у Военного мемориала на Старом городском кладбище в Святогорске; фото Сергея Кузнецова, март 2012 г.
Могила гвардии капитана М. Гурова; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Надгробная табличка на могиле гвардии капитана М. Гурова; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Могила Константина Гавриленко; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Могила Ивана Бабак; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Могила Елены Вагнер; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Могила А. Пиворонского; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Могила Марии и Сергея Андриевских; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Могила Натальи Ломакиной; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Могила Якова Иваненко; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Могила Андрея Гутченко; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид Старого городского кладбища в Святогорске; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид Старого городского кладбища в Святогорске; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид Старого городского кладбища в Святогорске; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид Старого городского кладбища в Святогорске; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид Старого городского кладбища в Святогорске; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид Старого городского кладбища в Святогорске; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид Старого городского кладбища в Святогорске; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид Старого городского кладбища в Святогорске; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Вид Старого городского кладбища в Святогорске; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.


* * *
Военный мемориал в центральной части города Святогорск; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.
Военный мемориал в центральной части города Святогорск; фото Изяслава Тверецкого, март 2012 г.


      Иллюстрации в статье (сверху вниз):
  • Фото 1: Некрополист Изяслав Тверецкий на мосту через реку Северный Донец напротив Свято-Успенской Святогорской Лавры.
          
  • Фото 2-3: Вид на Свято-Успенскую Лавру с моста через реку Северный Донец.
  • Фото 4: Изяслав Тверецкий на мосту через реку Северный Донец напротив Свято-Успенской Святогорской Лавры.
  • Фото 5-7: Успенский собор.
  • Фото 8: Изяслав Тверецкий у Успенского собора.
  • Фото 9-12: Покровский храм.
  • Фото 13-14: Виды Лавры.
  • Фото 15: Памятник «Блаженны миротворцы».
  • Фото 16: Беседка на монастырской набережной на берегу Северного Донца.
  • Фото 17: Вид из монастыря на памятник Артёму на скале.
  • Фото 18-19: Птичник.
  • Фото 20-27: Виды Лавры.
          
  • Фото 28: Фрагменты надгробной плиты наместника монастыря архимандрита Вассиана (Дегтярева).
  • Фото 29: Табличка с надгробия иеромонаха Иеронима.
  • Фото 30: Фрагменты надгробных памятников с утраченного монастырского кладбища.
  • Фото 31: Макет Святогорской Лавры.
  • Фото 32: Старинный фолиант - «Книга откровения Иоанна Богослова».
  • Фото 33-34: Предметы быта, бывшие в употреблении в окрестностях Святогорского монастыря.
  • Фото 35: Пули, найденные братией во время реставрации.
          
  • Фото 36: Надгробная плита князя Николая Борисовича Голицына (8.XII.1793-20.X.1866).
  • Фото 37: Надгробный памятник Семёна Васильевича Курдюмова (†25.X.1872).
  • Фото 38: Фрагменты надгробной плиты князя Б. А. Куракина.
  • Фото 39-41: Экспозиции музея, посвящённые утраченному монастырскому некрополю.
  • Фото 42: Макет Святогорского монастыря в средние века.
  • Фото 43: Изяслав Тверецкий у макета Святогорского монастыря.
  • Фото 44: Реконструкция быта первобытных людей, обитавших у реки Северный Донец.
  • Фото 45: Старинные письменные принадлежности.
  • Фото 46: Комната Святогорского имения Потёмкиных.
          
  • Фото 47: Могила иеромонаха Дорофея (1888-19.XII.1972).
  • Фото 48: Могила иеромонаха Дамиана.
  • Фото 49: Некрополист Изяслав Тверецкий на могилах иеромонаха Дорофея и иеромонаха Дамиана.
  • Фото 50-55: Военный мемориал на братской могиле погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
  • Фото 56: Изяслав Тверецкий у военного мемориала.
  • Фото 57-66: Интересные могилы на Старом городском кладбище Святогорска.
  • Фото 67-75: Виды Старого городского кладбища Святогорска.
  • Фото 76-77: Военный мемориал (в т. ч. танк на постаменте) в центральной части города Святогорск.

           Автор фотографий 2-3, 9-42, 44-48, 50-55, 57-77 в статье - © Изяслав Тверецкий; автор фотографий 1, 49, 56 - © Сергей Кузнецов; фотографии 4, 8, 43 сделали случайные прохожие по просьбе автора статьи (© Изяслав Тверецкий).

  • ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------





           Все права © Изяслав Тверецкий
    , 2012 год.